Skip to main content

Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов

В статье описывается имитационная модель логистического комплекса, воспроизводящая процессы упаковки, хранения и отгрузки полимерных материалов. Обсуждается структура имитационной модели, а также приводятся некоторые результаты выполненного с ее помощью сравнения альтернативных сценариев работы логистического комплекса для определения достаточности оборудования и транспорта.

Введение

Российская нефтехимическая компания ПАО «Нижнекамскнефтехим» – одна из крупнейших производственных площадок холдинга СИБУР по выпуску синтетических каучуков и пластиков в России – планирует строительство объединенного логистического комплекса (ОЛК) [1]. Обязательным условием выполнения проекта было подтверждение работоспособности проектируемого ОЛК с помощью имитационной модели.

Имитационная модель создавалась для выполнения сценарного анализа вариантов конфигурации ОЛК, в частности:

  • определения влияния количества силосов для входящей продукции, фасовочных линий, складов, автотранспорта и погрузчиков на пропускную способность логистического комплекса;
  • сравнения требуемого количества мобильных ресурсов логистического комплекса, таких как автоматизированные погрузчики LGV, краны-штабелеры, шаттлы, козловые контейнерные краны на рельсовом ходу (RMG-краны), рич-стакеры при различном расположении и конфигурации складов;
  • оценки пропускной способности комплекса при различных соотношениях способов отгрузки: с помощью RMG-кранов и рич-стакеров и с помощью различного количества только RMG-кранов.

Описание моделируемой предметной области

Предметная область имитационной модели – переработка, хранение поступающей входящей продукции, ее фасовка с последующим хранением на автоматизированных складах, а также отгрузка готовой продукции с автоматизированных складов в автотранспорт или ж/д контейнер с последующей отправкой контейнера ж/д транспортом. Дополнительно часть готовой продукции поступает автотранспортом в ОЛК, там хранится и отгружается вместе с остальной готовой продукцией (Рис 1).

Входящая продукция в модели – жидкий полипропилен (ПП) и полистирол (ПС), готовая продукция – ПП, упакованный в мешки FFS, и ПС, упакованный в мешки FFS и биг-бэг упаковку (ББ).

Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов
Рис. 1. Схема потоков входящей продукции и готовой продукции, вспомогательных материалов

Структура имитационной модели

Имитационная модель объединенного логистического комплекса создана на платформе для разработки имитационных моделей и систем поддержки принятия решений Amalgam Platform [2] и состоит из следующих модулей:

  • Модуль редактирования сценариев, обладающий следующей функциональностью:
    • Возможность создания и редактирования сценариев в графическом пользовательском интерфейсе, включающем графический редактор плана ОЛК
    • Отображение входных данных сценария в табличном виде
    • Проверка корректности данных, информирование об ошибках во входных данных сценария
    • Поддержка импорта и экспорта данных сценария в файлы в формате MS Excel
  • Модуль имитации, включающий:
    • Имитационную модель, воспроизводящую технологические процессы работы логистического комплекса, с возможностью управления ходом выполнения моделирования
    • Динамическую анимацию хода выполнения моделирования.
  • Модуль массового запуска, позволяющий одновременно выполнять несколько имитационных экспериментов с заданными периодами недоступности и диапазонами количества оборудования.

Внешний вид пользовательского интерфейса модели показан на Рис. 2.

Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов
Рис. 2. Внешний вид имитационной модели ОЛК

Отличительная особенность модели – высокая степень конфигурируемости с помощью модуля редактирования сценариев: этот модуль позволяет изменять расположение логистических объектов, количество оборудования, параметры грузопотока и другие параметры.

Анализ достаточности силосного парка

Входящая продукция (ПП и ПС) поступает в ОЛК по трубопроводам в парк силосов хранения ПП и ПС. Из силосов ПП и ПС поступает на фасовочные машины для дальнейшей обработки.

В случае смены марки поступающей входящей продукции в силос он должен быть предварительно очищен. Дополнительно очистка может производиться перед каждым заполнением силоса вне зависимости, сменяется марка или нет. Очистка опорожненного силоса осуществляется заранее таким образом, чтобы к началу поступления новой марки входящей продукции силос был готов его принять. Время очистки силоса задается во входных данных. Невозможность принять входящую продукцию ни в один из силосов в какой-либо момент времени является чрезвычайным событием и приводит к остановке моделирования.

Сценарный анализ достаточности парка силосов проводился с целью определить:

  • максимально допустимое время остановки N силосов, при котором не возникает переполнение силосного парка
  • запас времени с момента остановки фасовочных машин до наступления критического состояния переполнения силосного парка.

При проведении сценарного анализа варьировались следующие основные параметры:

  1. Количество силосов для ПП и ПС, одновременно выходящих из строя, – от 1 до 5 (всего проектируется 12 силосов для ПП и 12 силосов для ПС)
  2. Длительность выхода силосов из строя – от 24 ч до 4 344 ч (полгода)
  3. Время возникновения поломки силосов – с начала моделирования и далее, после каждого критического переполнения силосного парка.

Анализ проводился на полугодовом интервале для более полного учета сезонности плана производства различных марок продукции. В результате исследования удалось определить периоды пиковых нагрузок, во время которых происходит переполнение силосного парка при выходе из строя заданного количества силосов (Рис. 3).

Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов
Рис. 3. Периоды пиковых нагрузок, во время которых происходит переполнение силосного парка при одновременном выходе из строя N силосов для ПП

Результаты имитационных экспериментов для силосов ПП показали следующее:

  • выход из строя 1 силоса ПП не приводит к переполнению силосного парка вне зависимости от времени и длительности поломки
  • одновременный выход из строя 2-5 силосов ПП может привести к критическому переполнению силосного парка в зависимости от того, когда и на сколько происходит останов
  • запас времени до переполнения силосного парка снижается по мере увеличения количества одновременно выходящих из строя силосов с 21,4 часа до 4,1 часа.

Анализ достаточности козловых контейнерных кранов (RMG кранов)

Контейнерная площадка – комплекс сооружений на территории ОЛК, где выполняются постановка железнодорожного состава на пути, перемещение порожних контейнеров с поезда на контейнерную площадку, погрузка груженых готовой продукцией контейнеров на железнодорожные платформы поезда, транспортировка дефектных контейнеров в ремонт и возврат на контейнерную площадку. Площадку обслуживают рельсовые козловые краны.

Сценарный анализ достаточности козловых кранов проводился с целью определить:

  • достаточность RMG кранов для нормальной работы ОЛК
  • запас по времени после выхода RMG крана из строя до наступления критического останова ОЛК
  • влияние простоев RMG кранов на отгрузку продукции.

Сценарный анализ с помощью имитационной модели показал следующее:

  • минимально необходимое количество RMG кранов – 2 шт.
  • при выключении одного из кранов в течение 39 дней происходит критический останов ОЛК из-за переполнения автоматизированных складов и силосов (Рис. 4).
  • задержка между производством продукции и ее отгрузкой для 2-х кранов к концу 1-го месяца составляет 2 дня, для 1 крана – 10 дней.
Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов
Рис. 4. Темп заполнения склада при разном количестве RMG кранов

При отгрузке готовой продукции в ж/д вагоны с контейнерной площадки используются RMG краны, обслуживающие 2 ж/д пути. Дополнительно на контейнерной площадке есть зона работы погрузчика для работы с контейнерами — рич-стакера, который должен обслуживать отдельный железнодорожный путь.

В рамках проекта была проанализирована возможность обработки входящего потока контейнеров с действующих производств без организации площадки рич-стакеров.

С помощью имитационной модели оценивались три варианта организации вывоза контейнеров:

  1. Отгрузка 2-мя RMG кранами и одним рич-стакером
  2. Отгрузка 2-мя RMG кранами
  3. Отгрузка 3-мя RMG кранами

Моделирование показало, что в случае отгрузки контейнеров 2-мя RMG кранами без применения рич-стакера происходит переполнение складских мощностей ОЛК на 50-ый день моделирования, а ритм отгрузки готовой продукции становится «рваным». На Рис. 5 пунктирными линиями показан план отгрузки готовой продукции, сплошными – моделируемая отгрузка с контейнерной площадки.

Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов
Рис. 5. Отгрузка контейнеров при работе с 2 RMG кранами, в штуках

В качестве альтернативы рич-стакерам была рассмотрена теоретическая возможность работы 3-мя кранами. В этом случае пропускная способность ОЛК восстанавливается практически до показателей сценария с 2-мя RMG кранами и одним рич-стакером (Рис. 6).

Имитационное моделирование объединенного логистического комплекса по упаковке и отгрузке полимерных материалов
Рис. 6. Результаты сравнения вариантов вывоза контейнеров

Заключение

Имитационная модель, созданная на платформе Amalgama Platform, позволила, в числе прочих, рассмотреть следующие аспекты функционирования ОЛК, которые невозможно учесть при статическом расчете:

  1. Динамика работы контейнерной площадки с кранами
  2. Работа LGV на нескольких маршрутах транспортировки
  3. Размещение и подбор продукции в зоне ячеистого хранения с частичным доступом.

С помощью модели были определены запасы надежности разных элементов ОЛК, выявлены узкие места и возможные пути их «расшивки», рассчитаны необходимые параметры производительности упаковочного оборудования, автоматизированного склада, определено необходимое число силосов, доков отгрузки автотранспорта, RMG кранов и других объектов ОЛК. Кроме того, с помощью имитационной модели было проверено несколько альтернативных сценариев работы ОЛК для определения подхода к стадийности строительства комплекса.

Список литературы

  1. https://www.sibur.ru/nknh/ru/
  2. https://platform.amalgamasimulation.com/amalgama/index.html
  3. George Thiers, Leon McGinnis. Logistic systems modeling and simulation // Proceedings of the 2011 Winter Simulation Conference. P. 1536-1546.
  4. Толуев Ю.И. Имитационное моделирование логистических сетей // Логистика и управление цепями поставок. 2008. №2(25). С. 53-63.
  5. https://www.anylogic.ru/blog/modelirovanie-raboty-sklada-opyt-professionalov